К списку

Интервью: как принимать жизненные вызовы и быть успешным

14 июля 2017

В ISsoft есть один тренер, о легкости восприятия его слов ходят легенды, а его тембр заставляет приходить на тренинги девушек. Тренер .NET направления Тренинг центра ISsoft Алексей Волосевич рассказал, как докатился до такой жизни как ему удается быть хорошим тренером.

 С чего началась ваша профессиональная деятельность?

Я окончил мехмат БГУ, после поступил в аспирантуру БГУИР на кафедру информатики. С 1999 г. мне предложили вести лабораторные работы, лекции и практические занятия. Так я был ассистентом, стал доцентом кафедры. Получается, что в университете я преподавал больше 15 лет. Только последние три года я работаю тренером в ISsoft.

Вам хотелось подработать или это было по любви?

Да, мне это нравилось. Знаете выражение: счастье, когда утром хочется на работу, а вечером – домой? Думаю, что у меня всегда так было.

Как вы оказались с ISsoft?

После работы в университете я решил погрузиться в разработку. Так получилось, что Олег Фридлянд предложил провести тренинг в ISsoft, но я уже не мог подрабатывать. Вскоре он пригласил меня быть тренером в ISsoft, как только такая должность появилась. С 2015 года я работаю тренером в Тренинг центре компании.

Вы из потомственных преподавателей?

Никогда не думал, что буду преподавать. Я не боялся, но это был challenge для меня. Я часто сталкивался с challenges, которые приходилось преодолевать.

«Например, в школе я вел выпускной бал, хоть чуть ли не упал в обморок от такого «предложения» (от которого нельзя было отказываться)», – смеется Алексей.

 Благодаря таким событиям появляется опыт. Что насчет волнения – оно есть всегда, но проходит после первых 10 минут лекции. Волнение может быть незаметно, но всегда есть.

Был ли у вас преподаватель, на которого вы равнялись?

У меня в вузе был преподаватель по «Социологии», лекции которого стояли в 8 утра в субботу. Я мало что помню из предмета, но помню этого преподавателя, на которого мы вставали и шли. Он показал мне, как можно преподавать, и оставил определенный отпечаток в манере передавать знания, говорить, держаться.

Какая цель вашей работы?

Глобальная цель, пусть и пафосно прозвучит: делать людей умнее. На самом деле хочется, чтобы человек был умный, чем бы он ни занимался по жизни.

«Я стремлюсь к тому, чтобы меня окружали умные люди. И могу сделать это локально», – глаголет тренер.

 Знаниями хочется делиться. Неважно программирование это или что-то еще, но, если я передам человеку рядом со мной свои знания, я буду доволен. Мне приятно учиться через преподавание: один из самых эффективных способов обучения человека – самообучение, когда человек пытается то, что изучает, рассказать другим.

Увеличивается ли каждый год количество желающих посещать тренинги?

Компания расширяется, приходят новые люди, поэтому аудитория есть всегда.

Говорят, что каждое новое поколение деградирует. Так ли это с нашими новыми trainee?

Я таких изменений не замечаю. Думаю, хорошо работает начальный «HR-отсев».

«Не могу сказать, что преподавать хорошо – это талант. Ведь непонятно, как его мерить. Думаю, это опыт. Я «набил руку» на студентах. Учить риторике и ораторскому мастерству других я бы не стал», – делится тренер.

С какими трудностями вы справляетесь на работе каждый день?

Я бы сказал, что трудности возникают только в техническом плане. Например, придумать задания и сделать презентационный материал. Как и все люди, я прокрастинирую или подвержен «синдрому умной собаки»: когда ты все понимаешь, но, как только надо записать мысли, слова перестают «клеиться». Это не fun-часть моей работы, усилия над которой редко замечают слушатели. Остальные ноу-хау я бы не назвал трудностями – это рост человека информационных технологий. Также можно назвать пробы чего-то нового – challenge.

Образование – консервативно. С 18 века ученики сидят и слушают учителя. Сейчас есть определенные тенденции, когда хотят все изменить, но все по-старому и дальше. Попробовать новое интересно и это не трудность.

«Хочется поблагодарить ISsoft за то, что помогает и поддерживает образование в компании. У нас есть и своя аудитория, и все технические средства для работы», – говорит Алексей.

Через вас прошли многие иссофтовцы, есть ли что-то, что объединяет или отличает каждого из них?

Их объединяет внутреннее настойчивое желание получать знания.

Что делать разработчику, который хочет преподавать?

Прийти к Олегу Фридлянду и сказать об этом. Вас, как минимум, выслушают. Чем больше разных людей будет вовлечено в процесс тренинга, тем красочнее получится картина. Конечно, все тренинги могла бы вести пара человек, но лучше, когда тренеров будет больше. Ведь так будет интереснее, кому-то может нравится моя манера преподавания, а кто-то не хочет меня слышать или видеть. Есть и более сведущие эксперты в узкоспециализированных тренингах, чем я, логичнее вести темы им. Бывает и так, что люди приходят с горящими глазами, которые потом погасают. Нужно помнить, что хотеть что-то рассказать и уметь – разное. Часто это бывает преградой.

«Не надо быть 100% экспертом. Конечно, знания должны быть, но главное – желание ими делиться и достаточная мотивация, чтобы довести все до конца», – заключает Алексей.