К списку

Как просто быть менеджером, если бы не сложности с людьми…

14 апреля 2015

Совершенно необязательно служить в армии, чтобы понимать: командиру нужно подчиняться. Если ваш военачальник говорит вам: «прыгай!», ваш ответ должен быть: «насколько высоко?»

Наверняка, многим менеджерам кажется, что, будь у них такой же авторитет, жизнь и работа показались бы им малиной. Не нужно было бы искать к каждому из разработчиков индивидуальный подход, чтобы они более эффективно и производительно работали. Отдал приказ – изволь выполнять. Зачем быть вежливым и беспокоиться, затронули ли вы чувства или эго вашего подчиненного!

Но действительно ли в армии все так просто? По каналу HBO недавно шел один фильм, который напомнил мне, что даже командирам (и, возможно, командирам в особенности) нужно мотивировать своих подчиненных. В фильме было немало поучительных эпизодов, уроки которых можно было бы позаимствовать и применять в управлении проектом или IT отделом.

Меня особенно тронул эпизод про выдающегося сержанта Брэда и его отряд. Целый месяц они готовили операцию по захвату важного моста, как вдруг ее пришлось отменить из-за ошибок вышестоящего командования. В итоге, сержант Брэд и его солдаты, бойцы элитного подразделения, ищущего славы в бою, оказались не у дел, вдали от других отрядов и от передовой, сидя в ожидании новых приказов.

Совсем скоро поползли разговоры о безграмотности и непрофессиональности командования, по вине которых они оказались в таком нелепом положении. Сержант Брэд, конечно же, прекрасно понимал причину этих разговоров. Но он также понимал, что жалобы и нытье проблему точно не решат, а, скорее, даже усугубят, и последствия могут быть весьма плачевными: подорванный боевой дух и потеря боеспособности подразделения, а как следствие – высокие потери.

Его дальнейшие действия меня очень зацепили. Он собирает свое подразделение и, вместо того чтобы поощрять жалобы солдат и вторить им, он выдумывает довольно правдоподобную историю. Cогласно данной истории эта ситуация изначально входила в планы командования, и она положительно повлияет на работу ближних к ним подразделений.

Я знаю, решение довольно спорное и многие могут возразить. Но порой мы сталкиваемся с ситуациями, когда решения нашего руководства нам совершенно не подвластны. И все что нам остается как руководителям, как менеджерам – это беречь наших людей и сохранять их боевой дух несмотря ни на что. Ведь, пока в них живет уверенность, они будут верной опорой вам и вашему делу.

И этот эпизод мне очень напоминает ситуацию, когда в команде разработчиков появляются все чаще и чаще высказывания по поводу заказчика, его глупости и непрофессионализма. Я думаю, многие из вас сталкивались с подобными ситуациями, а некоторые, возможно, даже становились инициаторами. Порой, слушая эти жалобы и понимая их обоснованность, так хочется к ним присоединиться. Однако наша обязанность как менеджера состоит в том, чтобы пресекать это, чтобы препятствовать этой болезни, которая иногда может забрать у команды лучших людей.

Попробуйте подойти к вопросу с другой стороны. Попробуйте поставить себя и всю команду разработчиков на место заказчика и найти очень серьезные причины, почему принимаются именно такие решения, почему приоритеты поменялись, почему сроки настолько жесткие, и т.д. Постарайтесь найти эти причины, и поверьте мне, вы их найдете. И, когда вы сможете донести их до вашей команды, вы сможете поддерживать их мотивацию и веру в важность их работы — даже когда что-то идет не так. Когда ваши подчиненные уверены в важности того, что они делают, когда они понимают, почему были приняты те или иные решения — даже в самые критичные моменты они будут проявлять свои лучшие качества и принимать верные решения.

Дмитрий Петрученя, Project Manager.